Работа с одаренными

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Исследовательская деятельность – действенный механизм в развитии одарённых детей

     Развитие информационного общества, научно-технические преобразования требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Возрастает потребность в творческих людях, способных нестандартно мыслить, умело решать поставленные задачи и уверенными шагами идти к намеченной цели.

В этой связи развитие одаренных детей является одной из актуальных проблем системы образования. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.

Процесс обучения и воспитания одаренных детей – это ответственная и сложная работа, поскольку традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми.

Одним из эффективных средств для решения поставленной задачи является исследовательская деятельность как действенный способ развития одаренных детей. Это практический метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения.

Исследовательская деятельность имеет ряд преимуществ. Она предполагает наличие интегрированной межкультурной работы; придает учебному процессу динамичность; создает дополнительную мотивацию и интерес к изучаемому предмету; развивает независимость, так как дети учатся выражать свое мнение и принимать важные решения в рамках исследовательской работы; всесторонне развивает ребенка и положительно влияет на его эмоциональное развитие, обогащает образовательный уровень

ребенка.

За основу своей работы с одаренными детьми мною была взята форма организации обучения, разработанную американкой Элен Паркхерст (1887-1973) – «дальтон-план». Необходимыми составляющими данной формы обучения является самостоятельность, самодеятельность ребёнка. Поисковая активность ребёнка – это основной путь решения образовательных задач.  

Э. Паркхерст отмечает в своих работах, что дальтон-план даёт учащемуся умственную и моральную свободу. А эта свобода, в свою очередь, создаёт предпосылки для успешного развития ребёнка не только в умственном, но и в физическом плане.

По мнению Э. Паркхерст, дальтон-план  имеет следующий вид:

1. Установление твёрдой программы.

2. Разделение её на задания.

3. Дозировка этих заданий на определённые сроки с учётом сил учащихся.

4. Самостоятельная работа учащихся над выполнением этих задач в присутствии и при содействии, в случае надобности, педагога.

5. Учёт выполненной работы.

Цель работы с одарёнными детьми - «вызвать» в уме мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия. 

Таким образом, исследовательская деятельность, организуемая в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса, решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная задача заключается в активизации мыслительной деятельности учащихся, в формировании дополнительных знаний учащихся в ходе проведения исследования. Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умения планировать и организовывать свою деятельность. Развивающая задача состоит в том, чтобы развивать творческий потенциал одаренных детей, их познавательные и личностные возможности и способности. 

В результате работы с талантливыми детьми были достигнуты следующие результаты:

1. Определена структура учебного исследовательского умения как комплексного, сложного действия, состоящего из трёх компонентов: мотивационного (познавательный интерес к предмету), содержательного (система исследовательских знаний) и операционного (система имеющихся у ученика умений и навыков).

2. Установлена последовательность этапов обучения, позволяющая активизировать процесс формирования и развития исследовательских умений путём использования на отдельных этапах заданий определённого уровня.

3. Результаты проведённого исследования показали, что успешное формирование исследовательских умений достигается путём организации познавательной деятельности в непосредственном контакте ученика с изучаемым объектом, а эффективность развития исследовательских умений зависит от этапности экспериментального обучения, дифференцированного подхода и учёта индивидуальных особенностей ученика.

Эффективность формы организации обучения по принципу дальтон – плана позволила сделать следующие выводы:

1. Успехи каждого ученика – реальные успехи: это результат его самодеятельности. Обучение становилось индивидуальным делом, ученик – активным и ответственным.

2. При дальтон-плане ученик сам работает, пользуется справочниками, ставит опыты, ищет ответы на вопросы. Развивается инициатива, находчивость, ученик учится, как работать, как приобретать знания.

3. Ученик располагает своим временем, отдаёт больше времени трудному для него предмету и меньше лёгкому. Он должен справиться со своим «подрядом» и научается распределять своё время, браться за неприятное и трудное наравне с приятным. Происходит процесс воспитания.

4. Отсталые и слабые, вместо того чтобы оставаться на следующий год и повторять, проходят меньше подрядов и с нового учебного года берутся не за старое, а за следующий по порядку «подряд».

5. При дальтон-плане легче выработать общую программу в соответствии с интересами каждого школьника.

6. Вопрос «дисциплины» почти не существует. У ученика меняется самый взгляд на школу. Учитель готов придти на помощь ученику, когда он ему нужен.

Таким образом, государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. 
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. 

Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным. 
Несмотря на трудности, учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников.

 

Литература:

  1. 1.       Дальтон-план в русской школе. Сборник научных трудов / Под ред. И.С. Симонова и Н.В. Чехова. М., 1923.
  2. 2.       Научно - методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск,2005 г.
  3. 3.       Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999 г.
  4. 4.       Свадковский И.Ф. Дальтон-план в применении к советской школе. М., 1926.
  5. 5.       Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998 г.
  6. 6.       Словарь русского языка Ожегова. С.И. Ожегов, Л.И. Скворцова 2008г.
  7. 7.       Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.